"Вот, я снова
и снова кратко повторяю слова моего исповедания. Я свидетельствую во истине
и в радости сердца перед Богом и Его святыми Ангелами, что никогда не
имел иной причины, кроме Евангелия и его обетований, чтобы вернуться к
народу, от которого прежде бежал с таким трудом.
        Но я умоляю всех верующих в Бога и боящихся Его, что сподобятся получить
и изучить это писание, составленное в Ирландии грешным неучем Патриком,
чтобы никто из них не приписывал моему невежеству никакой малости, угодной
Богу, которую я совершил или изъяснил, - но пусть все знают и твердо верят,
что это соделалось только по дару Божьему. И я исповедую это, прежде,
чем умру."
Св.Патрик, "Исповедь"
        В V веке Св.Патрик привел ирландцев к христианству...
Ирландия, бывшая до этого страной, "невежественной во всем кроме
магии", стала "Островом Святых", землей монахов и родиной
миссионеров, несших христианство в другие страны. Спустя полтора тысячелетия
он вместе с трилистником и арфой превратился в символ ирландской нации.
Тогда он был огненным Апостолом Христа, Божьим избранником. Теперь его
имя приобрело всеобщую славу, но личность лишилась всякого религиозного
значения, и "почитание его памяти становится похожим на суеверие,
на род какого-то совершенно пустого ритуала." 1
        Жизнь Св.Патрика за века обросла легендами, празднование его дня - традициями.
Сейчас вряд ли найдется человек, который не знает, что означает для Ирландии
17 марта. И именно романтические легенды, создавать и пересказывать которые
ирландцы большие мастера, и древние традиции, в поддержании которых ирландцы
могут перещеголять даже англичан, создали Св. Патрику, а вместе с ним
и Ирландии, такую популярность в мире. Патрик принес Ирландии христианство,
теперь (вместе с миллионами ирландских эммигрантов и их потомков) несет
Ирландию миру. 17 марта каждый человек - или ирландец, или мечтающий им
стать. Kiss me, I'm Irish! Зеленые реки и зеленые берега. Увидевших лепреконов
не арестовывают и не пытаются лечить. На украшенных трилистниками и арфами
автоплатформах этот праздник въехал и в наши города, вместе с праздничными
шествиями тысячелетняя ирландская культура вошла в наши сердца и завоевала
их навсегда... Хотя, почему завоевала? Мы сдались ей без боя...
        А пока долгожданный праздник еще впереди (даже если сегодня 18 марта,
и вы читаете это, прижимая ко лбу бутылку холодного пива, любимый день
- не за горами, 8736 часов - ерунда !) давайте зададимся вопросом, что
мы не успеваем разглядеть в праздничной суете, что скрывается за развевающимися
лентами, стройными рядами музыкантов и толстым-толстым слоем трилистников.
        Итак, в преддверии праздника, несколько фактов, которые кого-то потрясут,
а кого-то позабавят....
        О Святом Патрике
        Св.Патрик
не был ирландцем.
        Он был уроженцем Римской Британии, т.е. британцем.
Вот что он сам о себе пишет в своей автобиографической "Исповеди":
"Моим отцом был Калпорний (Calpornius), дьякон, сын Потита (Potitus),
священника, из деревни Bannavem Taburniae, там у него была усадьба, и
там я был пленен". 2 Где точно находилось
это место сейчас сказать сложно, считается, что это западное побережье
острова Британия, может быть современный Уэльс. По другой версии это рядом
с современным Килпатриком в Шотландии. Он родился приблизительно в 373
году н.э. (варианты - 387, 389). Его отец был из благородной римской семьи,
мать - близкая родственница Св.Мартина Турского (St.Martin of Tour), покровителя
Галлии. В возрасте 16 лет он был похищен во время одного из набегов ирландцев
и продан в рабство человеку по имени Милху (Milchu), вождю одного из кланов
Далриада (Dalriada), территория современного графства Антрим. В течение
6 лет будущий святой пас стада Милху на зеленых склонах Слемиша рядом
с современным городом Баллимена (Slemish, Ballymena). 3
По его собственному признанию в юности он не знал истинного Бога (именно
этому обстоятельству он приписывал свое похищение), и только произошедшее
с ним несчастье и многочисленные лишения, выпавшие на его долю, помогли
ему обрести глубокую веру и полюбить Бога. Он много и истово молился каждый
день. "Я читал до сотни молитв в день и почти столько же ночью...Я
становился на молитву до рассвета и в снег, и в мороз, и в дождь".
        И однажды во сне он услышал голос: "Ты скоро отправишься на родину".
И через несколько дней опять: "Твой корабль уже готов". Ему
было указано, куда идти и где искать тот корабль, который доставит его
домой. Направляемый Богом он прошагал 200 миль и увидел, что корабль уже
отплывает. Капитан категорически отказался взять его на борт. Разочарованному
Патрику не оставалось ничего, как развернуться и пойти восвояси. Хотя,
нет ! Ему еще оставалось молиться, что он и делал, уходя. И не успел он
дочитать молитву до конца, как услышал за спиной голос кого-то из команды:
"Поднимайся, только побыстрее!" Через три дня они достигли берега,
но оказались в пустынной местности, где им в течение многих дней не встречались
ни люди, ни пища. Его спутники-язычники, страдая от голода, предложили
ему помолиться, если его Бог так силен, как он утверждает, и Патрик им
пообещал, что, если они искренне и всем сердцем обратяться к Богу, то
Господь их не оставит и насытит. И они увидели стадо диких свиней, а позже
нашли мед. И следующие десять дней, пока они не встретили людей, у них
не было недостатка ни в еде, ни в питье.
        После возвращения домой Патрику был сон: ему явился человек по имени
Викторик (Victoricus), пришедший из Ирландии с бесчисленными посланиями,
и одно из них он подал Патрику и тот успел прочитать первые слова "Голос
ирландцев...", а читая, он услышал голоса, которые умоляли его вернуться
и снова пройти среди них....
        Св.Патрик не был Патриком.
При рождении он получил имя Мэйвин
Суккат (Maewyn Succat, Magonus Sucatus). Имя Патриций (Patricius), означающее
примерно "отец своим людям", он принял вместе с саном гараздо
позже, уже в Галлии. Там он жил в монастыре Св.Мартина Турского, его наставником
был Св. Герман Оксеррский (St.Germanus of Auxerre). Кстати, Св.Патрика
весьма почитают на берегах Луары в районе Тура, где началось его служение.
Рассказывают, что однажды он рыбачил в этих местах , и его улов был настолько
велик, что ему пришлось спасаться бегством от рассерженных местных рыбаков.
Он заночевал на противоположном берегу под кустом терна. А на следующее
утро весь куст покрылся цветами... Не столько необычны цветы на терне,
склько время , когда они появились: это было Рождество ! С тех пор чудо
повторялось из года в год. Свидетелей этому феномену было множество, в
том числе официальные лица, ведь куст просуществовал до Первой Мировой !
А Св.Патрик кроме всего прочего стал покровителем луарских рыбаков.
        Св.Патрик не был ПЕРВЫМ, кто принес христианство Ирландии, как он
не был и ПЕРВЫМ епископом Ирландии.
        Когда и каким образом в Ирландии
появились первые христиане не известно. Но точно известно (об этом сообщает
Проспер Аквитанский, современник описываемых событий), что в 421 году
Папа Целестин I (Celestine) отправил епископом в Ирландию Св.Палладия
(St.Palladius), задачей которого было не только обращение язычников, но
и духовное руководство уже обращенными. То есть к этому моменту в Ирландии
было уже столько христиан, что им требовался собственный епископ. Миссия
Св. Палладия особого успеха не имела. Через десять лет он был направлен
в Шотландию, где вскорости и умер (в 431 или в 432 году н.э.). Примерно
в это же время в Галлии Св.Патрик был рукоположен в епископы. Он прибыл
в Ирландию на смену Св.Палладию где-то между 431 и 435 гг.
        Первоначально Патрик и его спутники высадились в устье Vantry River (Co.
Wicklow), и были сразу встречены враждебно настроенными друидами. Такая
первая встреча его не очень обескуражила, он просто решил найти более
гостеприимный берег для начала своей миссии, и отправился в Далриада,
где в свое время он познал жестокость, и куда с христианским смирением
он хотел принести любовь. Следующую свою остановку он сделал в устье Бойна
(River Boyne). Вышедшие ему на встречу местные жители с удивлением и радостью
услышали весть об Искуплении на своем родном языке. Здесь же он совершил
свое первое чудо на ирландской земле: некто Диху (Dichu) выхватил свой
меч и хотел сразить святого, но его рука застыла на полпути, потеряв способность
двигаться. Так он и стоял не в силах пошевелить ею, пока не стал более
дружелюбным. Пораженный Дилху подарил Патрику большой амбар, где стали
проходить службы. Это было первое святилище, созданное Патриком в Ирландии.
Позже здесь выстроили церковь и монастырь, а место так с тех пор и называется
Саул (Sabhall - "амбар" или "сарай" по-гаэльски).
А крепость своего бывшего хозяина Патрик застал охваченной огнем. Слава
опередила Патрика, Милху в порыве безумия собрал все свое добро в дом,
поджег его и сам кинулся в пламя: гордость не позволила ему оказаться
побежденным собственным рабом.
        Вернувшись в Саул, Патрик узнал от Дилху, что в Таре Логайре,
верховный король Ирландии (Leoghaire, Ard-Righ), собирает всех королей
на праздник. Такую возможность нельзя было упускать ! И Патрик отправился
на праздник Тары, чтобы выступить перед всеми правителями сразу. В тот
год праздник Тары совпал с Пасхой (26 марта 433 г.н.э). По традиции накануне
Праздника по всей стране гасили огни и зажечь снова их можно было только
после того, как вспыхнет главное пламя во дворце короля. Патрик поднялся
на холм Slane (как раз напротив Тары) и зажег свой Пасхальный огонь. Увидев
огонь на вершине холма друиды обратились к верховному королю со словами:"этот
огонь, зажженный в нарушение королевского указа, не погаснет на нашей
земле никогда, если его не погасить прямо сейчас !" Но чудесный огонь
погасить не удалось и сам Патрик, защищенный Проведением избежал расправы,
а на следующий день - на Пасху - он сам явился в Тару в полном епископском
облачении во главе процесси, поющей праздничные гимны и сразился с друидами
и могущественными волшебниками, противопоставив их чарам свои молитвы.
Этот день начал новую эпоху в истории Ирландии. Время язычества и друидов
закончилось... 4
        И хоть Патрик не был ни первым христианином,
ни первым епископом, его называют Апостолом Ирландии, ведь именно он стал
первым настоящим организатором Ирландской Церкви. Он нес благую весть,
обращал рабов и королей, устраивал новые епархии, строил церкви и монастыри,
которые становились центрами образования, обучал и рукополагал священников
из местного населения... 5 Вот тут ему и
пригодились знание языка и знакомство с обычаями. Годы, проведенные в
рабстве, прошли не даром. А кроме того, свою роль сыграло и его красноречие,
мастерство оратора, умение просто и доходчиво объяснять невежественным
язычникам сложнейшие церковные догматы: например, сущность Святой Троицы
раскрыть с помощью листика клевера, сорванного тут же (три листочка -
Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой, а черенок - единый Бог, ипостасями
которого они являются)... 6. Но...
        Св.Патрик не был ПЕРВЫМ, кто избрал трилистник символом триединства.
        В любой сакральной традиции числа играют важную роль. Число 3 считается
самым магическим и священным во многих культурах, в том числе и кельтской.
В кельтской традиции тройка символизировала полноту, завершенность, совершенство:
прошлое, настоящее, будущее; небо, земля, подземный (потусторонний) мир...
Умноженная сама на себя тройка давала в результате девять - знак высшего
достоинства.
        Концепция троицы, тройственных божеств также универсальна
и встречается практически во всех индо-европейских мифологических системах.
Особенно много триад встречается в кельсткой мифологии. 7
Так, в ирландской традиции Бриг (Бригита) из Племен богини Дану, дочь
Дагда, имела три ипостаси: в виде юной девы она почиталась как покровительница
поэтов и ученых, дарящая вдохновение, в виде зрелой женщины - как целительница,
вспомогательница при родах, а в виде древней старухи - как покровительница
кузнецов и ювелиров (и изображалась в виде трех птиц, сидящих на спине
быка). Сами Племена часто называли "людьми трех богов", имея
в виду еще одну триаду - трех богов ремесла. Имена этих богов были Бриан,
Иухар и Иухарба или Гойбниу, Лухтар и Кредне. Известно три богини-эпонима
Ирландии: Банба, Фотла и Эриу.
        Морриган (Mo'r Ri'gan, Mo'rri'gan, Великая Королева)
- другое ирландское тройственное божество, богиня войны и разрушения,
объединявшая в себе Ниман (Neman, "Безумие", "Ярость"),
Маху (Macha, "Ворона") и Бадб (Badb,"Ворона"). Иногда
они назывались "три Морриган". Эта триединая богиня могла принимать
образ прекрасной женщины с огненно-рыжими волосами, ниспадавшими девятью
прядями, в красных с золотом одеждах, а также - черной кошки, вороны,
волчицы, уродливой старухи. Ее супругом был Трефуйлнгид Треохайр (Trefuilngid
Tre-eochair, "тройственный носитель тройного ключа", "причина
восхода и захода солнца" 8) И самое
главное: символом Морриган и ее супруга был ТРИЛИСТНИК.
        При той смысловой мистической нагрузке, которую несло число три, друиды
просто не могли не использовать трилистник в своих ритуалах. Можно сказать
он был ниспослан им свыше, и так и просился стать символом троичности
окружающего мира. Кроме того, что он использовался друидами как зримый
образ божественных триад, трилистник стал синонимом изобилия, жизненных
сил природы, способности к возрождению: его пепел рассеивали над полями
на праздниках весны для обеспечения плодородия и защиты от злых сил.
        Так что Св. Патрик, который провел в Ирландии шесть лет,
не мог не знать о символизме трилистника. Фактически он побил друидов
их же оружием... 9
        С другой стороны нет никаких исторических или документально обоснованных
свидетельств того, что Св.Патрик когда-либо использовал трилистник в своих
проповедях. (В своей "Исповеди" он тоже об этом не упоминает).
Впервые эта история была зафиксирована в книге о дикорастущих цветах Ирландии,
написанной в 1726 году англичанином (протестантским священником !) Кэйлебом
Трелкелдом (dr.Caleb Threlkeld) и гласила следующее:
        Это растение (белый клевер) люди носят на своих шляпах каждый год
в 17 день марта (который называется днем Св.Патрика). Широко распространено
предание, что с помощью этой травинки с тремя листиками он образно объяснил
им таинство Святой Троицы.
        <This Plant [white clover] is worn by the People in their Hats
upon the 17. Day of March yearly (which is called St. Patrick's Day.)
it being a Current Tradition, that by this Three Leafed Grass, he emblematically
set forth to them the Mystery of the Holy Trinity.>
        Легенда об объяснении сущности Троицы с помощью трилистника - наиболее
известная из историй о Св.Патрике. Легенда же, прочно удерживающая второе
место по популярности гласит, -
        Св.Патрик изгнал из Ирландии всех змей.
        В качестве доказательства приводят тот факт, что змей на острове и по
сей день не существует (за исключением цирков, зоопарков и частных коллекций).
Скорее всего змей и других рептилий с амфибиями не существовало изначально
по причинам геологического характера: Ирландия была соединена с материком
в ледниковый период. По мере потепления климата и таяния льдов, уровень
воды в морях и океанах повышался, и к том моменту, когда погодные условия
в Ирландии уже позволяли холоднокровным тварям чувствовать себя вольготно,
эти самые твари пробраться на остров просто не могли... И следовательно,
Св.Патрику изгонять было некого. Но как бы там ни было, а легенда
существует, и гласит она следующее:
        Силой, данной ему свыше, Св.Патрик приказал всем змеям
собраться со всей Ирландии на горе, которая теперь носит имя Croagh Patrick
10, а затем мановением своего посоха низверг
их в море. Не явился только один самый старый и хитрый змей. К нему пришлось
применять "военную" хитрость. Св.Патрик предложил змею забраться
в ящик, который был для него (змея) якобы слишком мал... Слово за слово,
и в конце концов разозленный гад для доказательства своей правоты залез
в этот ящик. Ящик пришелся впору, крышка захлопнулась, и последний змей
отправился в море вслед за своими товарищами.
        Другая история рассказывает, что древний змей, обитающий в водах озера
Дилвин (Dilveen), доставил Патрику столько хлопот, что утомленный святой
пообещал ему "вернуться в понедельник". Но за другими заботами
обещание забылось, Патрик так и не вернулся , а змей до сих пор каждый
понедельник всплывает на поверхность, разочарованно оглядывает окресности
и на своем змеином языке говорит что-то вроде "Понедельник-то затянулс-с-с-ся,
Патрик..."
        Всю эту историю со змеями можно воспринимать не буквально, а как иносказательное
и образное повествование о победе христианства над язычеством: в этом
случае змеи символизируют друидов, изгнанных из Ирландии навсегда. Возможность
именно такой интерпретации этой одной из самых распространенных из легенд
о Св.Патрике дает другая, менее известная, история о сорокадневном посте.
И произошла она на той же самой горе Croagh Patrick. Св.Патрик провел
там в молитвах за Ирландию и ее народ 40 дней Великого Поста 441 г.н.э.,
а демоны искушали его и нападали, приняв образ огромных черных хищных
птиц. Их было столько, что небо потемнело над этим местом, но Патрик не
позволил страху и отчаянию овладеть его сердцем, а продолжал с еще большим
воодушевлением молиться и звонить в колокол, отгоняя демонов... И явился
к нему Ангел и пообещал ему в качестве награды за проявленную твердость
в вере, что и обращенный им ирландский народ сохранит такую же стойкость
и твердость в вере до самого Судного дня. А еще было обещано, что саксы
завоевав Британию, не завоюют Ирландию, что за семь лет до Конца света
Ирландия уйдет на дно океана и избежит ужасов Последнего дня и что именно
Св.Патрик будет судить Ирландцев в день Страшного Суда ...
        17 марта - день смерти Св.Патрика.
        На самом деле точно неизвестен
даже год его смерти. Чаще всего указывают 461 или 493 гг. Последнее таинство
(причащение и соборование перед смертью) над ним совершил Св.Тассах (St.Tassach).
Саван для него собственноручно соткала Св.Бригита. Его последним пристанищем
стал Даунпатрик (Downpatrick, Co.Down)
        В старину день Св.Патрика был частью Пасхальных празднеств. Впервые 17
марта как день смерти святого упоминается в жизнеописании, автором которого
был валлиец Эдвард Джонс (Edward Jones). Говорят, очень долго споры шли
вокруг двух дат: 8 марта и 9 марта. В конце концов был найден компромисс
- две спорные даты сложили и получилось 17 марта - день известный сегодня
всем. Хотя очень странно, что день смерти Патрика не врезался в память людей
навсегда: говорят, солнце не заходило 12 дней и ночей после смерти святого.
        Св.Патрик почитается Православной церковью,
поскольку он был канонизирован еще до разделение Церкви в 1054 году. В
ряде православных Церквей его память чтится 30 марта по новому стилю (17
марта по старому стилю).
        Св.Патрик является еще и покровителем Нигерии.
Это объясняется тем, что здесь трудились в основном миссионеры из Ирландии
Примечания
1 По стопам св. Патрика, просветителя Ирландии,
и св. Григория Турского.Беседа в день св. Патрика 17 марта 1977 г. перед
монахами и паломниками в Свято-Германовском монастыре, Платина, Калифорния
http://deistvo.chat.ru/v5_01_3.htm
2 The Confession of Saint Padraig (Patrick)
http://www.nireland.com/orthodox/confess.htm -eng
http://asc.by.ru/rus/izd/patrick/info.shtml - русс. (отрывки)
3 Велик соблазн увидеть в этом прообраз его
будущей пастырьской деятельности.
Вообще в мифопоэтической традиции разных народов пастух имеет функции
защитника, кормильца, путеводителя, патриарха, вождя. Ветхозаветные Авель
(жертва которога пришлась по душе Богу больше, чем жертва его брата Каина)
и Давид (ставший царем Израиля) были пастухами. Иисус (Добрый Пастырь):"Я
есмь дверь овцам. Кто войдет мною, тот спасется" (Ио.10). Божественный
свинопас - один из центральных кельских персонажей. Два быка Финдбеннах
и Донн Куальнге приняли облик быков, пройдя ряд чудесных превращений:
ястреб, коршун, водные животные, а первоначально были двумя свинопасами
у двух владык потустороннего мира.
Пастух - символ идельной жизни в согласии со всем живым. Вместе
с тем он - обладатель колдовской силы, оккультных знаний. Он общается
с духами природы. Может испортить скот и даже его хозяина.
4 Официальным днем начала крещения Ирландии
считается 5 апреля. Именно 5 апреля 433 года был крещен брат верховного
короля Коналл (Conall), предок Св.Колумбы.
5 К 438 году (т.е. всего за 6 лет) христианство
в Ирландии распрстранилось настолько, что біли внесені изменения в древние
законы, чтобы они соответствовали духу и букве Святого Евангелия. Вообще
Св. Патрику приписывается постройка 365 церквей и монастырей. Монастыри,
создаваемые тогда, сильно отличались от монастырей более позднего периода:
они не были изолированы от внешнего мира, монахи могли иметь семьи, это
скорее были общины ученых. Им были рукоположены 350 епископов.
6 О том ,что с Троицей не все так просто,
свидетельствует уже хотя бы тот факт, что основополагающий догмат о триединстве
Бога стал в последствии причиной раскола Церкви на Восточную(Ортодоксальную,
Православную) и Западную (Католическую).
8 Трилистник - trefoil, shamrock (engl.),
seamro'g (gealic)- клевер. В Ирландии произрастает несколько видов клевера
(в процентах указана частота использования растения самими ирландцами
в качестве символа в день Св.Патрика) :
ellow clover (lesser trefoil), seamair bhui
Trifolium dubium
46%
white clover, seamair bhan
Trifolium repens
35%
black medick, dumheidic
Medicago lupulina
7%
red clover, seamair dhearg
Trifolium pratense
4%
Все виды относятся к семейству Leguminosae. Который из них тот самый,
трилистник Св.Патрика, - не известно. Иногда в список включают еще и wood
sorrel, seamcog - Oxalis acetosella (но его отношение к трилистникам отрицалось
еще в 1830 году).
Seamrog происходит от seamair (= clover, клевер) and og (= young or small,
юный, маленький).
Англичанин Джон Джерард (John Gerard) в 1596 году писал , что луговые
трилистники называются shamrock
Удно из первых упоминаний ирландского названия seamrog - в работе Филиппа
О Салливана (Philib O Suilleabhain, Zoilmastrix).
Латино-ирландский словарь 1662 года переводит trefolium как seamar.
В 1768 О Брайен классифицирует shamrock или seamrog как разновидность
клевера.
Последний раз трилистник украшал монеты (полпенни и пенни), выпущенные
в 1822 и 1823 году королем Георгом IV
Несмтря на то, что трилистник всегда считался волшебным растением, он
отлично защищал от всякого рода волшебства и магии: смесь из клевера и
виски, втираемая в глаза, излечивала слепота, насланную феями, и позволяла
видеть потусторонние предметы и волшебные острова, трилистник излечивал
раны, полученные в бою, защищал от укусов змей и скорпионов, завернутый
в лоскут голубого шелка и хранимый у сердца, трилистник возвращал утраченную
любовь.
9 См. "Установление владений Тары".
Именно Трефуйлнгид Треохайр устанавливает "связь преданий и старины
о владениях Тары и четырех частях Ирландии вокруг нее", ибо он -
"истинно мудрый очевидец, толкующий каждому все неизвестное"
10 Croagh Patrick - гора Патрика (4000 футов,
западное побережье Коннахта). В дохристианские времена называлась Орлиной
горой, позже стала носить имя Патрика. Известна еще как Святая (Holy Hill
)или Синай Ирландии (Sinai of Ireland)