"ИЗ ВОЛШЕБНОГО ЛЕСА"

ПИТОМНИК ИРЛАНДСКИХ ВОЛКОДАВОВ

ВЛАДЕЛЕЦ - КИРЮШИНА ИРИНА






О ТРАДИЦИЯХ
Автор: Eoghain MacRua

        День Св.Патрика был религиозным праздником

на протяжении веков. 17 марта чтилась память крестителя и святого покровителя Ирландии, умершего в этот день. Кроме того этот день всегда приходился на Великий Пост, время, когда массовые гуляния и шумные празднества не приветствуются. Самым многолюдным шествием в этот день было шествие прихожан в церковь к мессе. Сейчас в это трудно поверить, но в старину питейные заведения в этот день не работали. Традиция зайти после мессы в паб и пропустить с товарищами за здоровье Патрика пару стаканчиков виски появилась намного позднее1. Кстати, именно виски, а не пиво, а тем более не ЗЕЛЕНОЕ пиво, - традицинный напиток этого дня. Пока мужчины чтили память святого в местном пабе, женщины отправлялись домой и готовили праздничный обед. Несмотря на пост находчивые ирландцы позволяли себе праздничный обед с мясом, поскольку считалась, что в свой праздник Св.Патрик превращает в рыбу любое мясо, опущенное в кастрюлю (традиция, зафиксированная еще в XII веке). Про масло и другие скоромные продукты ничего такого не говорилось, но их изголодавшиеся за несколько недель поста люди наворачивали с неменьшим удовольствием. После обеда семьями отправлялись в гости или принимали гостей у себя. В гостях много пели и плясали, не забывая прикладываться к кувшинам с виски, а когда под вечер петь и плясать становилось тяжеловато, наступало время старинных преданий, сказок и страшных маловразумительных историй со счастливым концом. Перед тем как расходится на дорожку выпивался последний стакан виски. В него клался трилистник, который человек носил на шляпе или на лацкане пиджака, виски выпивалось, а трилистник вынимался и бросался через левое плечо. Это называлось "утопить трилистник" (drowning shamrock).

        Еще однин обычай - всем членам семьи на рукавах сгоревшей спичкой рисовался крест.

        Обычай носить трилистник в день Св.Патрика возник в конце 17 века .

        Эта практика впервые упоминается в стихотворении, датированном 1689 годом. До этого в честь своего святого покровителя ирландцы носили т.н. кресты Св.Патрика, украшенные лентами или тесьмой. Существовало несколько разновидностей таких крестов. Кресты, которые делали для себя мальчики, представляли собой круги (или квадраты с нарисованным в середине кругом) из плотной бумаги. Радиально расходящимися изогнутыми линиями они делились на много секторов, и каждый сектор окрашивался в свой цвет натуральным красителем. Для желтого использовался яичный желток, для зеленого - жеванная весення зелень, для красного - кровь и т.д. (в подборе материалов тоже заключался некоторый символизм). Такой крест, напоминавший традицинный носился на шляпе , как кокарда. Девочки вырезали из бумаги две прямоуголные планки, скрепляли их под прямым углом и украшали лентами. В центре прикрепляли розетку из зеленого шелка. Его носили на правом плече или на груди. Взрослые плели кресты из веток плакучей ивы и прикрепляли под потолком кухни (каждый год прибавляся новый крест).

        До XVIII века ношение трилистника считалось простонародным (вульгарным) обычаем.

        Впервые как официальную эмблему трилистник стали использовать отряды Ирландских Добровольцев (Irish Volunteers), сформированные в 1778-1779 годах. Это было народное ополчение (милиция), организованное для защиты Ирландии от внешнего врага (в первую очередь в лице Франции) вместо регулярных войск, брошенных на борьбу с восставшими североамериканскими колониями. Это была очень престижная организация состоявшая только из зажиточных граждан, посколько находилась на "самофинансировании", т.е. каждый доброволец сам себя обеспечивал обмундированием и оружием. Другая ее особенность - она состояла практически исключительно из протестантов, т.к. до 1793 года католикам было запрещено носить оружие 2. В военных действиях Ирландским Добровольцам поучаствовать так и не довелось, но они успели продемонстрировать высокую политическую активность. В 1791 году часть белфастских добровольцев объединилась в Ирландское братство (Irish Brotherhood), приглашенный в их ряды дублинец Теобальд Уолф Тон (Teobold Wolfe Tone), предложил им новое название и новую политическую программу. Так возникло Общество Объединенных Ирландцев (United Irish Society) - основная организующая и направляющая сила восстания 1798 года. Ирландские добровольцы были распущены в 1793 году. Бывшие соратники оказались по разные стороны баррикад во время восстания 1798 года, а трилистник из эмблемы народного ополчения превратился в эмблему повстанцев...

        В то время веточка трилистника носилась на шляпе, а не на груди. Так, во время своего визита в Дублин в 1820 году король Георг IV ехал стоя в карете, щеголяя трилистником, украшавшем его шляпу.

        С ростом национального самосознания трилистник стал символом мятежного духа свободолюбивых ирландцев. В середине XIX века трилистник на столько уже ассоциировался с националистически и революционно настроенными массами, что королева Виктория запретила специальным указом использовать эту эмблему в ирландских полках британских регулярных войск. (Один этот указ сделал для популяризации нового национального символа больше, чем тома романтических стихов). Правда, уже в 1900 году та же королева Виктория другим своим специальным указом обязала всех солдат-ирландцев, служащих в британской армии, 17 марта носить трилистник в память о погибших в англо-бурской войне...

        Парады в день Св.Патрика - американская традиция.

        Первые парады, проводившиеся 17 марта были военными. Существует версия, что такие шествия с военными оркестрами в святой для каждого ирландца день устраивали для поднятия боевого духа ирландских иммигрантов и стимуляции их вступления на военную службу. За честь считаться первым городом, в котором был проведен парад на день Св.Патрика, сейчас соревнуются Нью-Йорк (1762) и Бостон (1737 или 1776). Кстати, Соединенных Штатов как таковых тогда еще не существовало, это были всего лишь английские колонии в Новом Свете. О первом нью-йоркском параде рассказывают, что он возник совершенного стихийно: солдаты-ирландцы с музыкой, песнями и флагами проследовали по центральной улице города в кабак, чтобы как следует отметить праздник и почтить своего святого, песни были радостно подхвачены присоединившимися к ним гражданскими лицами ирландского происхождения. Этот парад настолько понравился всем участникам, что стал проводиться ежегодно... Первый бостонский парад мог произойти 17 марта 1776 году, в день, когда британцы покинули город...

        Попутно можно заметить, что до середины XIX века большинство ирландских иммгрантов в Америке были протестантами, представителями т.н. среднего класса. Только после Великого Голода 1845 года туда прибыло около миллиона бедняков-католиков, спасавшихся от голодной смерти на родине.



Примечания

1 закон, запрещающий работу пабов 17 марта, существовал до 70-х годов XX века! Он был отменен для привлечения большего количества иностранных туристов, посещающих Ирландию в день национального праздника.

Назад к тексту >>>

2 единственным католиком в рядах Добровольцев до Акта 1793 года был Даниел Максвелл (Daniel Maxwell), принятый в организацию в 1783 году

Назад к тексту >>>




Web-desing Ovcharova Katerina. All rights reserved © volsh-les@mtu-net.ru